Юзабилити – Всё гениальное просто

Самый важный фактор любого сайта – его контент, текстовое содержание. В настоящее время смысловое наполнение довольно многообразно у всех, при наличии денег можно купить любые статьи тексты. Но здесь же возникает проблема: как сделать тексты не только интересными, но и красиво их оформить, создать все удобства для комфортного использования этих статей пользователями интернета. В данной статье речь пойдет не об отдельно взятых страницах, а обо всем сайте в целом.

Потому юзабилити – это своеобразное учение о том, как сделать интерфейс сайта максимально удобным для пользователя. Интернет-ресурс сегодня – это не только набор страниц с перелинковкой. Это сложная система, в которой абсолютно все элементы систематизированы таким образом, чтобы потребитель, потратив минимальное количество времени, получил максимальный объем нужной информации. А владелец сайта смог получить максимальную финансовую отдачу от каждого своего посетителя.

Принципы удобства сайта для пользователей коренным образом отличаются от тех проектов, которые предназначены для оффлайнового использования с одним лишь отличием, когда функции сайта отображают просто интерфейс приложения, аналогичный доступному.

Многие представители руководящих должностей не понимают, зачем нужно и что такое юзабилити, почему его нужно постоянно улучшать. Особенно те представители, которые имеют огромный опыт руководящей деятельности, особенно в советские времена или управления военными структурами. Понятие дизайна в те времена совсем не существовало. Бесспорно, существовали прекрасные образцы логотипов, рекламных и агитационных плакатов, а также архитектурных сооружений. Но такие примеры нельзя считать дизайном, как системы, а лишь единичным проявлением авторских художественных творений.

Тогда и речи не было о юзабилити, ведь когда отсутствует конкуренция, смысла в улучшении жизни пользователей не было, как и выбора, чем им пользоваться. Как пример, табурет представлял собою обычную доску и ножки, крючком на стене выступал просто забитый гвоздь, а люстру – лампочка на проводе. Если все работает слаженно, качественно и без сбоя, что еще нужно? Ни о каких удобствах люди не думали. А зачем? И так все хорошо!

Такой советский подход до сих пор еще существует во многом. Ограниченность мышления просоветских руководителей, но что хуже всего – веб разработчиков, существует и процветает. Такое мышление означает, что затраты на улучшение не приносят непосредственный доход, зато вложения необходимы как финансовые, так и временные. Просчитать эффективность юзабилити невозможно, однако оно определенно будет иметь место в веб оптимизации!

Дизайн

Несомненно, на сайте должен присутствовать отличный дизайн. Только дизайн не подразумевает набор привлекательных изображений, как было в 90-х, а продуманную целостную систему текстовых и графических элементов, которые привлекают внимание к сайту и улучшают восприятие информации. Хороший дизайн может и не содержать графику и, наоборот, присутствие высокохудожественных иллюстраций может быть обычной мешаниной красок, тогда как дизайн подразумевает четкую упорядоченность.

Дизайн для дизайна – это самая главная ошибка во многих проектах. В большинстве случаев дизайн – только средство, а не главная цель в проектировании сайта, которая состоит в максимальном привлечении и надежном удержании посетителей на ресурсе. Посетителям, в первую очередь, необходима информация, а привлекательные картинки – потом. Элементы дизайна не должны препятствовать получению информации, которая должна быть доступной и простой. Вот здесь и берет начало та грань, где начинается эффективность юзабилити.

Ссылки

Основа всей виртуальной сети – это ссылки. Посетитель, зайдя на сайт, должен видеть какие его элементы являются ссылками, а какие – нет. Как бы это ни звучало парадоксально, но это не всегда очевидно.

Стандартным выделением ссылки является подчеркивание и синий цвет. Хотя синий цвет может не вписаться в цветовое оформление сайта, тогда следует обязательно оставить подчеркивание. Это работает на подсознательном уровне. Каждый человек, хоть мало-мальски знакомый с интернетом, имеет такую установку, это необходимо использовать. Однозначно ссылка должна иметь визуальное отличие от заголовков и текста на странице. Стиль, который используется для оформления линков, нельзя использовать для других элементов.

Как вариант, используется изображение для оформления ссылки. Но это не самый удобный для пользователя вариант, потому следует использовать другие варианты для указания на то, что картинка, это ссылка:

- разместить текстовое пояснение, которое свидетельствует о том, что картинка – это ссылка;

- написать, или использовать на самом изображении пиктограмму действия, которое нужно совершить, например, кликнуть по изображению;

- разместить стрелку на изображении и т.д.

Если в качестве навигации по сайту используются картинки, необходимо также их продублировать в виде текстов, для оптимизации работы роботов в поисковых системах, что только положительно повлияет на индексацию сайта.

Ссылки на внешние страницы должны открываться в новом окне, а на внутренние – в открытом окне сайта. Исключением являются ссылки в статье, ведущие на другие материалы данного сайта, но не имеющие отношения к тематике текста.

Цветовая гамма

Пестрые фоны со вспыхивающими звездочками – давно забытое прошлое. В большинстве случаев сейчас используют однотонный фон, который не отвлекает посетителя от текстового содержания.

Если проанализировать популярные интернет магазины, можно сделать вывод, что оформление страницы у них достаточно простое. Наиболее частые цвета – черный, синий и белый. Другие цвета используются крайне редко и служат для привлечения внимания посетителя к определенному месту на странице. Вся гамма имеет приглушенный оттенок.

Можно долго распространяться о психологи цвета, какое влияние цвет имеет на человека, но вкратце можно сказать однозначно, что яркие краски раздражают, потому цвет фона следует использовать приглушенный, пастельный.

Форма авторизации и регистрации на сайте

Два десятилетия назад была популярна регистрация на сайте, требующая ввода большого объема информации (ФИО, адрес прописки и проживания, дата рождения, предпочтения и другой бесполезной информации). Такая авторизация отпугивает посетителей. Зачем распространять о себе такие обширные данные, когда нужно просто скачать файл?

Чаще всего регистрация абсолютно не нужна, а в особенности такая, без которой нельзя использовать основные функции сайта. Иногда возникают и абсурдные регистрации, когда необходимо зарегистрироваться, чтобы увидеть цены. Понятно, что большая часть клиентов перейдет на другой сайт. Регистрация необходима только в интернет магазине для постоянных пользователей, чтобы не вводить несколько раз одни и те же данные для оформления заказа, а просто добавить товар в корзину.

Если регистрация все же необходима, следует использовать минимум полей для заполнения. Логина и пароля будет вполне достаточно. На некоторых сайтах процедура упрощена – требуется только электронный адрес вместо логина. Но не все пользователи хотят оставлять свой адрес, который будет использован для рассылки новостей сайта и другого спама.

Логин и пароль – это все, что необходимо, остальные данные должны вводиться пользователем по желанию. Такая лаконичность и краткость не станет препятствием для регистрации, так как человек не оставляет о себе никакой личной информации и получает полный доступ к сайту. Еще, при ошибках в регистрации, не должны сбрасываться уже введенные данные.

Форма авторизации часто прячется за такими фразами, как: «Вход» или «Зайдите, чтобы авторизироваться». Еще и дополнительно нужно ввести капчу при входе! Если на сайте регистрация все же обязательна, то и форма авторизации должна быть на видном месте. Идеальный вариант – курсор в поле ввода логина сразу же при загрузке сайта.

Пароль для входа на сайт не следует навязывать посетителю. Он должен быть таким, каким его придумает пользователей. Здесь также будут неуместны ограничения, когда требуется ввести и большие буквы, и цифры, и многосимвольное значение. Для запоминания такого пароля нужно его записать, чем понижается, соответственно, безопасность.

Капча

Капча – первостепенное зло виртуального пространства и признак неумения веб мастера бороться с ботами. Борьба со спамом не жалеет и добросовестных, простых потребителей. Иногда проще перейти на другой сайт, нежели разбираться в закорючках на сайте, а уж тем более – разгадывать ребусы. Капчи и ее заменители (разные задачки, составление картинок в одно целое, выбор нужного объекта) – это просто неуважительное отношение к своим пользователям. Причем, большинство капч распознаются с помощью специальных программ, которые основаны на введенных ранее людьми капчах.

Попробуйте заменить капчу другими способами определения ботов, и вы сразу же увидите на своем сайте увеличенный поток посетителей.

Примеры таких способов:

- замените поля формы на нестандартные, используя динамическую генерацию;

- разместите невидимую форму для комментариев, ведущую в никуда перед основной, в которую будет уходить весь спам;

- используйте скрытые поля в формах;

- создайте качественную модерацию.

Реклама на сайте

Реклама присутствует практически на любом сайте. Если она отсутствует, нужно исправить положение, ведь даже самый некоммерческий сайт должен приносить прибыль, либо же окупать себя. Но реклама должна в этом случае не создавать дискомфорт, а дополнять материал, помогать посетителям. Реклама – не заменитель контента. Если на сайте присутствует только реклама, это отпугивает посетителей и приводит к санкциям от поисковых систем.

Примеры подобной рекламы:

- всплывающие окна;

- тизерные сети, которые рекламируют мошенников и распространяют вирусы;

- видео- и аудио реклама;

- всплывающие блоки рекламы, которые появляются, когда посетитель сайта наводит курсор на какой-либо объект на сайте.

Оптимальной, в этом отношении, является контекстная реклама. Она хорошо вписывается в дизайн, дополняет содержание и максимально полезна для посетителей.

Верстка сайта

По версии статистических исследований, посетитель чаще всего обращает внимание в верхний левый угол сайта, потому в этом месте чаще всего размещается логотип компании. Поэтому здесь лучше разместить телефон, либо лаконичное описание компании. Такой же эффект производят лица. Только не нужно использовать стандартные изображения, присутствующие в клипартах, лучше сделать свое собственное.

Длинные и «водные» тексты никто читать не будет. Копирайтер должен создать информативную и краткую статью, легкую для восприятия. Человек, прочитавший такую статью, получит все необходимые данные и захочет потратить свои деньги на сайте. В этом случае подходят выделения в тексте содержания семантическими группами, шрифтом и цветом, а также вставкой изображений.

Но бывают такие случаи, когда просто необходимо разместить объемный текст, который нужно, чтобы посетитель прочитал.

Воспользуйтесь следующими средствами:

- разбейте текст на мелкие абзацы;

- вставьте между тематическими блоками слова, привлекающие внимание, типа: "А знаете ли вы?", "Nota bene", "Важно!" и т. п.;

- разместите информативные изображения, которые станут логическим дополнением текста, а не просто его дополнением, которые несут смысловую нагрузку и будут полезны;

- умеренно выделите ключевые фразы другим цветом либо шрифтом;

- используйте маркированные списки;

- изложите мысли интересно, тогда посетитель обязательно прочтет текст!

Не нужно перегружать веб страницу лишними элементами. Ссылки, баннеры, реклама и кнопки социальных сетей – нужные методы, однако во всем должна быть взвешенность и мера.

Поиск и навигация

Каждый элемент (навигация, поиск, метки и теги) не должны друг друга дублировать. Эти вспомогательные элементы должны способствовать легкому поиску через доступное меню.

Многие отрицают, но правило «Три клика» все еще действует. Конечно, это правило условно, однако по пути типа: «Главная - Крупная бытовая техника – Телевизоры – Самсунг - LCD экран – 32 дюйма» вряд ли кто-то пойдет. Однако если необходимость в многоуровневых разделах существует, можно воспользоваться «хлебными крошками», указав, на каком уровне, и в каком разделе находится посетитель.

Данное правило имеет отношение не только к главной странице. Хотя, в последнее время она утратила свою важность, потому что человек заходит на сайт посредством поисковых систем, и попадает чаще всего далеко не на главную страницу. Потому переход с одной страницы на другую должен быть как можно короче. Последовательная навигация, которая предполагает возврат на главную, где есть меню, чтобы перейти на новую страницу, давно в прошлом.

Выпадающие пункты меню, особенно многоуровневые, очень неудобны, потому что пункты выпадают без нажатия по факту наведения курсора. Один неправильный шаг – и проходить сложный лабиринт к нужной странице нужно снова. Намного удобнее разворачивающиеся пункты меню, которые раскрывают свое содержание, если на них нажать.

Цель навигации в интернет-магазине – привести его к покупке. Потому здесь должно быть самое минимальное количество шагов от выбора продукции до оформления покупки. Потому идеально, когда на каждой странице есть ссылка в корзину для оформления заказа.

Официальная информация

Если сайт продает какие-либо товары, либо оказывает услуги, крайне важным является завоевание доверия потенциальных покупателей и пользователей. Положительные отзывы – прекрасно, однако всем известно, откуда они берутся и кто их пишет.

Для качественной презентации своей организации необходимо полное официальное описание деятельности, юридический и фактический адрес, номера телефонов, электронный адрес, разрешения, лицензии и другие официальные документы. Уровень доверия также повысит неофициальная информация: история компании, а также биографии сотрудников, написанные живым и интересным стилем.

Акции и скидки

Подарки и скидки на сайте – давно не удивление для современных обывателей. Довольно сложно найти интернет-магазин, в котором нет «постоянной» скидки и дисконта. Потому и не верят таким дисконтам, правомерно считая, что это всего лишь фиктивность. Возле каждой акции стоит сноска, в которой самым мелким шрифтом расписаны условия участия в ней, которые по большей части – невыполнимые. В итоге – человек пришел в магазин, заинтересовавшись скидкой, а ушел полностью разочарованным. Вряд ли он вернется.

Каждая акция должна быть честной. В интернете сложно что-либо скрыть. Можно поднять цену, а потом ее сбросить, однако обман может всплыть наружу, так как история о просмотренных страницах остается в кэше. И это тоже не сделает вашему сайту хорошую рекламу.

Информация об акциях и скидках должна бросаться в глаза, но не закрывать основной контент. Нет нужды выделять для описания скидки всю страницу, достаточно всего лишь упомянуть о ней на видном месте.

вернуться к разделу все статьи